Понятия со словосочетанием «небесный мандат»

Небесный мандат (кит. упр. 天命, пиньинь: tiānmìng, палл.: тяньмин) — одно из центральных понятий традиционной китайской политической культуры, используемое как источник легитимации правящей династии. Широко известен начиная с эпохи Чжоу, XI в. до н. э. Примерно через сто лет (правление Му-вана, 976—922 до н. э.) в Чжоу получает широкое распространение термин «Сын Неба» (天子), используемый по отношению к держателю мандата.

Связанные понятия

Чжу хоу — удельные князья в Китае периода Чжоу. По-видимому, этим термином обозначались правители зависимого государственного образования в древнем Китае. Этим удельные князья стояли ниже князей-гегемонов (ба), которые управляли сильнейшими государствами и оказывали влияние на судьбы всех «срединных государств». Также удельные князья чжу хоу стояли ниже и князей-ванов, которые управляли самостоятельными государственными образованиями.
Период Вёсен и Осеней (также период Чуньцю, кит. упр. 春秋时代, пиньинь: Chūnqiū shídài, палл.: Чуньцю шидай) — период китайской истории с 722 по 481 год до н. э., соответствующий летописи Чуньцю («Вёсны и осени»), составителем которой считают Конфуция. Этот период относят к началу династии Восточная Чжоу. История периода известна по «Цзочжуань», — тексту, составленному в виде комментариев на хронику «Чуньцю». Другими источниками являются «Го юй», «Ши цзи», а также многочисленные археологические находки...
Гун (кит. 公, пиньинь: gōng) — один из древнейших титулов в Китае, появившийся ещё во времена легендарного императора Яо. Существовал до последней монархической династии Цин. Приблизительно соответствует европейскому титулу «герцог» (великий князь).
Китайская цивилизация насчитывает свыше четырёх тысяч лет истории. Однако, в настоящее время, возможно достаточно чётко прочесть историю только последних трёх тысяч лет. До XX века — это монархическая держава, и за прошедшие столетия титулы и звания в Китае меняли своё название, значимость и значение не один раз. Говорить о какой либо стройности в соподчинённости и в соответственности возможно лишь со времён эпохи Чжоу. Но в последующие времена создавались новые звания и титулы, менялись значимость...

Подробнее: Титулы китайской знати
Это статья преимущественно об идеологии. Подробнее о современной внешней политике см. Внешняя политика Китайской Народной Республики; по истории вопроса см. также en:Foreign relations of imperial China)

Подробнее: Китайцы и варвары
Империя Синь (кит. 新朝 9—23) — китайская империя; промежуток в истории империи Хань, разделяющий её на эпоху Западной Хань и эпоху Восточной Хань.
Леги́зм (фр. Légisme) — философская школа периода Чжаньго (Сражающихся царств) истории Китая, сформировавшаяся в IV—III вв. до н. э., известная также как «Школа законников» (кит. 法家, пиньинь: fǎjiā, палл.: фацзя).
Шесть династий (六朝 Liù Cháo, 220—589) — понятие китайской историографии, характеризующее период между падением империи Хань и основанием империи Суй. Наряду с периодом Воюющих царств (ок. 465 — 221 до н. э.) представляет собой эпоху, когда Китайская империя находилась в состоянии раздробленности. Поскольку это состояние традиционно описывалось как кризисное, последующие историки видели свою задачу в отслеживании конкурирующих династийных линий — для правильного наименования периодов при летоисчислении...
Ицюй (кит. трад. 義渠, упр. 义渠, пиньинь: Yiqu) — одно из так называемых «варварских» государств периода Восточного Чжоу. Было образовано племенами западных жунов в конце эпохи Вёсен и Осеней и являлось их самым крупным протогосударственным образованием.
Богдыхан (монг. Богд хаан — священный государь) — термин, которым в русских грамотах XVI—XVIII веков называли императоров Китая династии Мин (1368—1644) и ранней Цин.
«Дн фань» («Правила императоров») — политическое завещание императора Тан-цзуна (прав. 627—649). Написано в 648 году как наставление наследнику престола Ли Чжи, будущему императору Гао-цзуну (прав. 650-683). Представляет собой свод предписаний о том, как управлять страной и совершенствовать себя в добродетели. Состоит из введения, заключения, 4 частей (цзюань), 12 глав (пянь) (русский перевод И. Ф. Поповой, 1995)...
Династия Лян (кит. упр. 梁朝, пиньинь: Liáng cháo) (502—557), также известная как Южная Лян (南梁), была третьей из числа Южных династий в Китае, которую сменила династия Чэнь. Столицей был город Цзянькан, расположенный на территории современного Нанкина. Основателем династии был Сяо Янь из клана Сяо, который сначала взял в свои руки управление делами династии Южная Ци, а потом сместив императора создал свою династию как император У-ди. У-ди правил 47 лет до глубокой старости, в 548 году генерал Хоу...
Импе́рия (в китайской традиции — дина́стия) Юа́нь ( монг. Их Юан Улс, Великое Юаньское государство, Dai Ön Yeke Mongghul Ulus; кит. упр. 元朝, пиньинь: Yuáncháo) — монгольское государство, основной частью территории которого был Китай (1271—1368). Основано внуком Чингисхана, монгольским каганом Хубилаем, который завершил завоевание Китая в 1279 году. Династия пала в результате восстания Красных повязок 1351—1368. Официальная китайская история этой династии записана при последующей династии Мин и носит...

Подробнее: Юань (династия)
Государство Хань, Царство Хань, (кит. трад. 韓國, упр. 韩国) — удельное царство эпохи Сражающихся царств в древнем Китае, существовавшее в 403—230 годах до н.э.
Узурпа́ция (от лат. usurpatio «овладение») — насильственный, противозаконный захват власти или присвоение чужих прав или полномочий. Лицо, совершившее узурпацию, называют узурпатором.
Три семьи разделили Цзинь (кит. трад. 三家分晉, упр. 三家分晋, пиньинь: Sān Jiā Fēn Jìn, палл.: Сань цзя фэнь Цзинь) — крупное событие китайской истории, считающееся водоразделом между периодом Вёсен и Осеней и периодом Воюющих царств.
Пять династий и десять царств (кит. 五代十國, пиньинь Wǔdài Shíguó, 907—960) — эпоха политических переворотов в Китае, начавшаяся со свержения династии Тан и закончившаяся установлением династии Сун. За это время на севере страны быстро сменились пять династий, и было основано более 12 независимых царств, преимущественно на юге. Однако традиция называет только десять государственных образований, отсюда и название периода «Десяти царств». Некоторые историки, например Бо Ян, насчитывают 11 царств, включая...
Неоконфуцианство (кит. трад. 宋明理學, упр. 宋明理学, пиньинь: Sòng-Míng lǐxué, сун-мин ли сюэ) — западное название синкретической китайской философской системы, сформировавшейся в XI—XVI веках (со времён династии Сун до династии Мин, что отражено в китайском названии школы). Эта система стала синтезом основных интеллектуальных традиций, существовавших в Китае того времени. Она оказала сильное влияние на интеллектуальную жизнь Японии, Кореи и Вьетнама.
«Сожжение книг и погребение книжников» 焚書坑儒 — знаменитый троп китайской историографии, обозначающий события 213-12 гг. до н. э. Согласно Ши цзи, в этот год состоялась масштабная государственная акция по утверждению идеологической ортодоксии новообразованной империи. Акция была инициирована Ли Сы (280—208 до н. э.), министром Цинь Шихуана.
Шестнадцать варварских государств (кит. 十六国, пиньинь: shí liù guó) — конгломерат государств, которые существовали на территории древнего Китая в 304—439 годах, образовавшись после распада Северного Китая.
Чэнсян 丞相 chéngxiàng, Цзайсян 宰相 zǎixiàng — должность премьер-министра или канцлера в монархическом Китае. Основой названия является понятие сян, обозначающее «сопровождение». Соответствует понятию визирь в исламских странах.
Цзися, или Цзи-ся (кит. трад. 稷下學宮, упр. 稷下学宫, пиньинь: Jìxià xuégōng) «Академия (учёный двор) у Цзи» (Цзи ся сюэ гун) — самая известная академия Древнего Китая. Основана в 318 г. до н.э. в Линьцзы, столице царства Ци. Действовала более столетия (возможно, до 150 лет). Название академии связано с её местоположением в городе. В деятельности Цзися принимали участие сотни и даже тысячи представителей всех основных философских школ (за исключением чистых моистов) — конфуцианства, даосизма, легизма...
Царство Юэ (кит. трад. 越國, упр. 越国, пиньинь: Yuègúo, вьетн. nước Việt, Вьет) — древнекитайское царство, которое населяли народы юэ (вьет). Существовало в эпоху Восточного Чжоу, в периоды Чуньцю и Чжаньго, находилось на территории современной провинции Чжэцзян. В период Чуньцю его столицей был Гоцзи, находившийся в районе современного Шаосина, после завоевания царства У столица была перенесена на север, в город У (современный Сучжоу).

Подробнее: Юэ (царство)
Династия Му(кит. упр. 木氏家族) — подчинённая Китаю династия правителей (тусы) народа наси. Правила областью Лицзян (кит. упр. 麗江) с XIV века по 1723 год, и прекратившаяся во время манчжурского императора Юнчжэна (кит. упр. 雍正皇帝)), который ликвидировал систему правления лицзянских тусы (кит. упр. 麗江土司).

Подробнее: Му (династия)
Тай-цзун (кит. упр. 太宗, пиньинь: Tàizōng, буквально: «Великий предок») — посмертный титул (мяо-хао), присваиваемый в Китае представителям некоторых династий...
Хун фань (洪范 "Великий закон", "Великий план") — одна из глав конфуцианского канона «Шу цзин».
Традиция считает основоположником даосизма легендарного Жёлтого Императора . Другим основателем даосизма считается древнекитайский мудрец Лао-цзы. Даосской традицией ему приписывается авторство одной из основных книг даосизма . Уже в раннем даосизме Лао-цзы становится фигурой легендарной, и начинается процесс его обожествления.
Восстание семи уделов (кит. трад. 七國之亂, упр. 七国之乱, 154 год до н. э.) — восстание удельных князей против центральных властей империи Хань.
Импера́торская печа́ть Китая, или Наследственная печать царств (кит. трад. 傳國璽, упр. 传国玺) — китайская нефритовая печать, вырезанная из знаменитого камня Хэ Ши Би.
Шэньши (кит. упр. 绅士, пиньинь: shēnshì); буквально — «учёные мужи, носящие широкий пояс» (символ власти в древности) — одно из четырех официальных сословий императорского Китая.
Война́ восьми́ князе́й (кит. трад. 八王之亂, упр. 八王之乱, пиньинь: bā wáng zhī luàn, палл.: ба ван чжи луань) — гражданская война среди ванов (王) китайской династии Цзинь с 291 н. э. по 306. Военные действия протекали в Северном Китае и опустошили страну, что привело к вторжению варваров (У Ху — «пять варваров»). Название этой войны — отсылка к 59 главе «Книги Цзинь» (Цзиньшу).
Ван (кит. 王, пиньинь: wáng); Выонг (вьетн. Vương, тьы-ном 王) — титул правителя в странах «ханьского (китайского) культурного влияния» (кроме Японии), соответствующий примерно европейским лат. rex — царь или англ. king — король.
Империя Великая Цин, или государство Великая Цин (маньчж. дайцин гурунь, кит. трад. 大清國, палл.: Да Цин го), также известная как династия Цин, или Маньчжурская династия, была последней империей, включавшей территорию Китая. Династия Цин правила страной с 1644 по 1912 год с краткой реставрацией в 1917 (последняя продлилась всего 11 дней). Династии Цин на территории Китая предшествовала династия Мин и последовала Китайская республика. Мультикультурная Цинская империя существовала в течение почти трёх...
Цзяньань (кит. трад. 建安, пиньинь: Jiàn’ān, 196 — февраль 220) — девиз пятого периода правления ханьского императора Сянь-ди.
Кита́йская филосо́фия (кит. 中国哲学) является частью восточной философии. Её влияние на культуры Китая, Японии, Кореи, Вьетнама равнозначно влиянию древнегреческой философии на Европу.
Цзиньи-вэй (кит. 锦衣卫, трад. 錦衣衛) — тайная служба императоров династии Мин, основанная в 1382 году императором Чжу Юаньчжаном.
Табгачи или Тоба (拓拔;Tuòbá) — древнемонгольский кочевой народ, ответвление сяньбийцев. Вторглись в Китай, где основали Дай и Тоба-Вэй.

Подробнее: Тобасцы
Поздние три корейские государства (кор. 후삼국 시대, 892—936) состояли из Позднее Силла, Хупэкче («Позднее Пэкче»), и Тхэбона (или Хукогурё, «Позднее Когурё»). Два последних оспаривали правоприемство от ранних Трёх государств Кореи, завоёванных Силла. Этот период истории Кореи был следствием внутренней смуты в стране времён царствования консорта Чинсон.
Сто дней реформ (июнь-сентябрь 1898 года) или Реформы года у-сюй (кит. трад. 戊戌變法, упр. 戊戌变法, пиньинь: wùxū biànfǎ) — этап в истории Цинской империи, когда император попытался реформировать страну своими указами, но эта политика из-за мощного противодействия консерваторов и императрицы Цыси потерпела полное поражение; большинство же реформ, принятых во время «Ста дней», были отменены.
Ку́льт импера́тора — разновидность государственной религии, при которой император (или императорская династия) почитается как бог или полубог, или объявляется мессией. Слово «культ» в данном случае означает религиозный культ. При этом речь может идти как о эвгемерическом культе личности, так и об этническом (египетский фараон, эфиопский император, японский император), и надэтническом, если речь идёт о полиэтническом государстве (китайский император, римский император). Божественный царь является...
Китаизация (кит. трад. 漢化, упр. 汉化, пиньинь: Hànhuà, палл.: Ханьхуа) — процесс распространения среди некитайских народностей китайской культуры или отдельных её аспектов. Многие народы, жившие на территории нынешнего Китая (например, динлины, сюнну), в процессе китаизации утратили самобытную культуру и язык и стали идентифицировать себя с китайцами. Соседние с Китаем Япония, Корея, Вьетнам (части территорий последних двух государств в разное время входили в состав Китайской империи, см. Ханьско-кочосонская...
Китайская цивилизация — одна из древнейших в мире. По утверждениям китайских учёных, её возраст может составлять пять тысяч лет, при этом имеющиеся письменные источники охватывают период не менее 3500 лет. Наличие систем административного управления, которые совершенствовались сменявшими друг друга династиями, раннее освоение крупнейших аграрных очагов в бассейнах рек Хуанхэ и Янцзы, создавало преимущества для китайского государства, экономика которого основывалась на развитом земледелии, по сравнению...

Подробнее: История Китая
Яньский Дань (кит. трад. 燕丹), также известный как наследник престола Дань (кит. трад. 太子丹), фамилия — Цзи (кит. трад. 姬) — китайский аристократ периода Сражающихся царств.
Поднебе́сная (кит. упр. 天下, палл.: тянься) — китайский термин, который использовался для обозначения всего мира, а позднее территории, на которую распространялась власть китайского императора.
Император Канси (девиз правления кит. 康熙, пиньинь Kangxi, собственное имя Сюанье, кит. 玄燁, 4 мая 1654 — 20 декабря 1722), маньчжурский император из династии Цин (с 7 февраля 1661, эра Канси с 18 февраля 1662 по 4 февраля 1723, (см. Китайский календарь)). Четвёртый представитель маньчжурской династии, правивший всем Китаем, входившим в империю Цин. Вступил на престол в 6-летнем возрасте и правил под девизом «Канси» (Процветающее и лучезарное). 61 год его умелого правления — рекордно длинный срок в...
Сыновняя почтительность сяо (кит. 孝 xiào, яп. こう, кор. 효 хё) — одно из центральных понятий в конфуцианской этике и философии, важный компонент традиционной восточно-азиатской ментальности. В базовом значении относилось к уважению родителей; в более широком смысле распространялось на всех предков. Поскольку в конфуцианстве государю отводилось место «народного родителя» (民之父母), добродетель сяо затрагивала подавляющую часть социально-политической сферы (из «трёх устоев» саньган (三纲) сяо напрямую описывало...
Лай (кит. трад. 萊國 (來國), упр. 莱国 (来国), пиньинь: Lái guó) — древнее «варварское» государство, существовавшее на территории современной китайской восточной провинции Шаньдун, упоминаемое в книге Шу цзин. Тан Шанчунь (唐善純, Táng Shànchún) считал, что лай означает «гора» на старом языке Юэ, в то время как в книге «Юэ́ цзюэ́» (кит. трад. 越絕書, упр. 越绝书, пиньинь: Yuè Jué shū) говорится, что лай означает «пустыня».
Следует отличать народ ди, живший к северу от Хуанхэ и обозначаемый в древнекитайских источниках иероглифами 北狄, от жившего в Сычуани другого народа ди, обозначаемого иероглифом 氐.Северные варвары Ди (кит. упр. 北狄, пиньинь: Běidí) — в древнекитайских источниках, преимущественно VII—IV веков до н. э., группа племён, обитавших к северу от китайских царств того времени.

Подробнее: Северные варвары
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я